МОУ СОШ №5 Среда, 23.05.2018, 22:27

Приветствую Вас Гость | RSS 
. : : НАША ПЯТАЯ : : .
Главная | Методическая копилка | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Являетесь ли Вы учеником СОШ №5?
Всего ответов: 532

Методическая копилка учителей 

Разработка и апробация безотметочной модели обучения 
в начальных классах

Иванькина Н.В., зам. директора по УВР, учитель нач. кл. МОУ СОШ № 5 г.Южно-Сахалинска

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Как же учить современных ребят, не нанося вреда их здоровью? В начальной школе такой технологией является безотметочная система обучения.
С 2006 г. МОУ СОШ № 5 является муниципальной инновационной площадкой по направлению «Разработка и апробация безотметочной модели обучения в начальной школе».
Целью безотметочной системы оценивания является формирование у младших школьников контрольно-оценочной самостоятельности.
Основными задачами безотметочной системы оценивания являются: - сохранения эмоционального здоровья младших школьников;  
- формирование мотивации на созданное и активное участие в процессе собственного образования;  
- обучения учащихся приемом самоконтроля и самооценки;  
Направления работы МОУ СОШ № 5 в рамках безотметочного обучения


учащиеся:
-знают, что обучаются без отметок; 
- обучаются методам рефлексии, самоанализа и самооценки («Волшебные линеечки», оценочный лист);
- исследование психоло-гического климата и психологического комфорта в классах. 
учителя:
- получают информацию и методические рекомендации; 
- обмениваются опытом, выступая на педсоветах, МО и проводя открытые уроки. 
родители:
- информируются об успехах и системе оцени-вания знаний и умений своего ребенка через Лист достижений, в котором определены уровни сформированности по критериям; 
- участвуют в анкети-ровании по изучению мнения о целесообраз-ности введения безо-тметочной системы оценивания младших школьников.
Педагоги – новаторы МОУ СОШ № 5 на первом этапе экспериментальной работы выявили:
Положительный опыт безотметочной системы обучения:
1. Профессиональная деятельность педагогов - новаторов характеризуется 93 % уровня обученности и качеством знаний по литературному чтению – 96 %, по русскому языку – 62%, по математике – 70%. 
2. Проводится тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
3. Осуществляется активизация и развитие сфер личности: волевой, мотивационной, интеллектуальной.
4. На уроках в рамках безотметочного обучения преобладают положительные эмоции, учителями осуществляется эмоциональный разряд для снятия напряжения.
5. Элементы безотметочного обучения после оглашения результатов на педагогическом совете стали использоваться на уроках учителями-предметниками среднего и старшего звена;
6. Освоение учителями-новаторами новых инструментов в обучении ( «волшебные палочки», оценочные листы);
7. У учащихся начальной школы формируются навыки самооценки и самоконтроля, которые позволяют быть успешным в обучении.

Проблемы безотметочной системы обучения: 
1. Не совсем ясны механизмы преемственности безотметочного и отметочного обучения в школе I и II ступени.
2. Результаты анкетирования показывают частичную неудовлетворенность родителей учащихся вторых классов данной системой работы учителей, так как подача информации имеет непривычную форму.
3. Учителя, работающие по безотметочному обучению, должны иметь высокий уровень квалификации.

4. Не укомплектованность кадрами начальной школы, приводит к работе учителей-новаторов в 2 смены.

*******************************************************************************

 ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТА ХОУП В РАСШИРЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МАТЕРИАЛА по биологии через элективный курс «Полезные навыки».

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и его долголетия. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей для образования является задачей первостепенной важности. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школе отведена роль самого массового авторитетного представителя государства в вопросах охраны, содействия здоровью школьников.
В школьной программе, биология стоит на первом месте среди всех школьных предметов, изучение которой направлено на воспитание необходимости бережного отношения к собственному здоровью, использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к здоровью других людей, и собственному здоровью; соблюдения мер профилактики заболевания. Сегодня проблема здоровьесбережения встает на первый план, т.к. на общем фоне происходит снижение уровня здоровья учащихся и, как результат, падение уровня образования. Статистические данные по городу Южно-Сахалинск свидетельствуют о том, что здоровыми заканчивают школу лишь 16% учащихся, относительно здоровы – 78%. Состояние здоровья учащихся за время обучения в школе ухудшается в 3 раза. Отрицательная динамика здоровья учащихся и в СОШ №5. На сегодняшний день в нашей школе по данным ежегодного медицинского осмотра здоровых детей среди 10-11 классов 31%. На здоровье подростка отражается употребление табака, алкоголя, наркотиков, распространение инфекционных заболеваний.
Вопросы обучения навыкам здорового образа жизни и формирования культуры здоровья рассматриваются в рамках уроков биологии. Все же у учителя существуют ограничения во времени. Из 68 часов, отведенных на курс «Биология. Человек» лишь 15% уроков содержат материал о здоровьесбережении. Поэтому очень важным является обновление содержания образования, введение новых предметных областей, использование нетрадиционных методов обучения.
Одним из нетрадиционных методов обучения является программа превентивного образования Проекта ХОУП (международной независимой организации, целью которой является обучение современным технологиям в области здравоохранения). Превентивное обучение – предупреждение отклоняющего поведения (употребление табака, алкоголя, наркотиков, ИППП, включая ВИЧ). Цель превентивного обучения – научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ и ВИЧ-инфекция.
Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье.
Теоретическая основа - современные научные представления о факторах риска приобщения к ПАВ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям окружающей среды.
Превентивное обучение предполагает: (1) предоставление школьникам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ, (2) формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ и (3) формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.
Цель исследования – разработка и экспериментальная проверка эффективности элективного курса «Полезные навыки» в общеобразовательной школе, позволяющая: 
• научить детей ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;
• способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном мире несёт с собой употребление ПАВ.
• способствовать формированию ответственного поведения учащихся в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа для снижения риска распространения ВИЧ инфекции среди подростков.
Объект исследования – учащиеся МОУ СОШ. №5. Хотя абсолютное большинство учащихся не употребляют наркотики и не имеют опыта половой жизни, они приближаются к тому возрасту, когда уровень употребления наркотиков и рискованного полового поведения становится наиболее высоким.
Предмет исследования – занятия элективного курса «Полезные навыки».
Гипотеза исследования – элективный курс «Полезные навыки» в общеобразовательной школе будет более эффективным, если:
К концу девятого класса учащиеся будут знать:
1. Элементы невербального общения.
2. О степени зависимости и независимости от мнения других людей.
3. Каждый человек обладает уникальным набором ценностей. Ценности определяют жизненные цели, средства для их достижения, и поведение людей. Здоровье - это ценность.
4. Здоровье как ценность и наркотики несовместимы.
5. Существует вирус иммунодефицита человека. Симптомы, способы передачи и выявления ВИЧ-инфекции,
6. СПИД - неизлечимое инфекционное заболевание. Диагноз ВИЧ может быть поставлен только после специального анализа крови в медицинском учреждении спустя 4-6 месяцев после инфицирования.
7. Способы выражения отрицательных чувств.
8. Конструктивное разрешение конфликта - это способ достижения согласия между людьми. Конструктивному разрешению конфликтов следует учиться.
9. Степень личной ответственности за рискованное поведение.
10. ВИЧ передаётся при обмене инфицированными биологическими жидкостями. Инъекционное употребление наркотиков опасно из-за заражения ВИЧ.
11. Пренебрежение правилами личной гигиены и безопасного поведения, употребление алкоголя и наркотиков является рискованным поведением в отношении ВИЧ-инфекции. Подросткам следует воздерживаться от половых контактов.
12. Правила безопасного поведения в отношении ВИЧ.
13. Социальные последствия ВИЧ - инфицированных.

К концу девятого класса учащиеся будут уметь:
1. Формировать доверительные отношения.
2. Распознавать элементы невербального общения (поза, жесты, взгляд, тон голоса).
3. Распознавать личные ценности.
4. Оценивать поведение человека с позиции ценности здоровья.
5. Распознавать пути заражения ВИЧ-инфекцией.
6. Распознавать опасное и рискованное поведение.
7. Распознавать риски, связанные с близкими отношениями
8. Распознавать насилие.
9. Требовать безопасного оказания медицинских и косметических услуг.

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования.
1. Проанализировать эффективность элективного курса «Полезные навыки» в общеобразовательной школе.
2. Разработать механизм эффективности элективного курса « Полезные навыки» в общеобразовательной школе.
3. Определить критерии эффективности, инструментарий получения и обработки результатов эффективности элективного курса.
4. Экспериментально проверить эффективность элективного курса.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез педагогической, научно-технической, психологической и методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, наблюдение, тестирование, обобщение, сравнение с последующим качественным и количественным анализом.
Базой научно-исследовательской работы явилось Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №5 г. Южно-Сахалинска.
На первом этапе (2003-2004гг.) изучалось состояние проблемы в стране, городе, школе, анализировалась методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Определялась актуальность, цель и задачи исследования, формировалась рабочая гипотеза, определялись задачи исследования, основе накопленного материала.
На втором этапе (2004-2007гг.) Составлена программа «Здоровья», введены курсы «Полезная прививка» (10-11кл.), «Полезные навыки»(5-8кл.), элективный курс «Полезные навыки» (9кл.)
На третьем этапе(2007-2008гг.) осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования.
Практическая значимость научно-исследовательской работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для формирования основных и специфических жизненных навыков. Основные жизненные навыки по определению ВОЗ - это:
• критическое мышление и креативность.
• самопознание.
• принятие решений.
• управление эмоциями и стрессом.
• общение.
Развитые основные жизненные навыки, часто называемые также личностной и социальной компетентностью (ЛСК) являются необходимой базой для эффективной профилактической работы с детьми и подростками. На базе основных жизненных навыков строятся так называемые специфические жизненные навыки:
1. критическое отношение к психоактивным веществам,
2. критическое отношение к инфекциям, передаваемым половым путем.
Материалы и рекомендации исследования могут быть использованы в практической деятельности образовательных учреждений.

**************************************************************************************************
Основные методы превентивного обучения в профилактике ВИЧ/СПИДа, наркомании среди подростков. 
Таушева С.М., учитель биологии
МОУ СОШ №5 г. Южно-Сахалинска
Курение, употребление алкоголя, а в последнее время употребление подростками и молодежью наркотиков стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение употребления наркотиков подростками – важная задача школы. Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье. Превентивное обучение предполагает: предоставление школьникам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ, формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ и формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях. 
В рамках школьной программы превентивного образования созданы и внедряются учебные пособия по предупреждению употребления табака, алкоголя, наркотиков детьми и инфицирования ВИЧ. Учебные пособия для начальной школы «Полезные привычки», для средней школы «Полезные навыки», «Полезный выбор» и «Полезная прививка» для старшеклассников. В нашей школе уже 4 год ведется курс по профилактике ВИЧ/СПИДа «Полезная прививка» (10-11 класс). Введение данного курса мне, как учителю биологии, позволило расширить содержание курса биологии, так как из 68 часов, отведенных на курс «Биология. Человек» лишь 15% уроков содержит материал о здоровьесбережении. Кроме того, введение данного курса позволило продолжить систематическую воспитательную работу по снижению факторов риска и усилению защитных факторов учащихся. С чего все начиналось? 
1). Родительское собрание 10-х классов, на которых мы получили письменное разрешение родителей на участие подростков в опросах и данном курсе. 2). Перед началом курса был проведен первичный опрос учащихся (пре-тест). 3). После окончания курса проведен повторный опрос (пост-тест). 
Методология. Каковы же основные методы и приемы превентивного обучения? Это: положительная психологическая атмосфера; групповые методы. 
Положительная психологическая атмосфера. Ее создают: соблюдение правил поведения, аккуратное следование планам уроков, отсутствие оценочного отношения друг к другу, использование методов обучения в группе.
Методы обучения в группе. Методы обучения в группе – это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы.
. Что такое обучение в группе? Обучение в группе – новый метод современной педагогики. Обучение в группе означает, что подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Обучение в группе развивает личностную и социальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни. Кооперативное обучение – метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики решают общую задачу. Совместная работа формирует качества социальной и личностной компетентности и умение дружить. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или последующего обсуждения со стороны учителя и одноклассников. Идеи фиксируются на доске. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное на него время. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. 
Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. В этих видах деятельности подростки тренируют социально желательное поведение на глазах учителя. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни. 
На уроке класс периодически испытывает снижение энергии. Средством преодоления спада энергии, концентрации внимания может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы или упражнение-энергизатор.
Результаты двухгодичного использования превентивного обучения в школе № 5 г. Южно-Сахалинска (10 - 11 кл.).
Анализ анкет позволяет сделать вывод что курс «Полезная прививка» (10-11 класс) является значимым для подростков, т.к.: 
1) знания о ВИЧ/СПИДе увеличиваются; 2) они приобретают навыки ответственного поведения, поведение становится более осторожным; 3) у учащихся формируются навыки решительного сопротивления давлению в отношении употребления алкоголя и наркотиков в ситуациях, рискованных инфицированию ВИЧ; 4) повышается самосознание подростков, отношение к ЛЖВС становятся более терпеливым. Учитывая результаты работы по данному курсу с 2007-2008 уч. года программа превентивного образования в нашей школе осуществляется с 5 класса.

****************************************************************************

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРАФИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ.
Хотулёва Е. Б., учитель информатики
МОУ СОШ № 5 г. Южно-Сахалинска
В 9-ом классе основной школы ученик должен получить информацию о возможных путях продолжения своего образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. В области существует ряд учебных профессиональных учреждений, где выпускники основной школы могут реализовать свои способности, интересы к наукам и большинство из них имеют техническое направление, так как на Сахалине ведутся нефтяные разработки, строительство и освоение природных ресурсов. Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда.
Однако современная школа не может предоставить ученику знания, необходимые при поступлении в технические учебные учреждения, а требования к будущему выпускнику - иметь знания графической грамотности, повышаются с каждым годом. 
На сегодняшний день отсутствует модель реализации элективных курсов по черчению в компьютерном классе с использованием программ специальной графики. 
Возникает необходимость создать модель элективного курса «Компьютерное черчение» с использованием программы КОМПАС на базе компьютерного класса.
Предполагается, что техническая грамотность учащихся в рамках элективного курса «Компьютерного черчения» способна сформировать интерес к предмету и определить профессиональную ориентацию, если будет:
• Разработана и внедрена программа элективного курса;
• Разработаны практические занятия по элективному курсу в компьютерном классе;
• Использована компьютерная программа КОМПАС и возможности компьютерного класса для организации практических занятий.
Курс «Компьютерное черчение» включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов.
Разработанная модель элективного курса «Компьютерное черчение» и проводимое исследование дают возможность реализовать образовательный стандарт по предмету «Информатика и ИКТ», повысить качество знаний графической грамотности учащихся и их профессиональную направленность. 
В процессе прохождения курсов учащиеся 9-х классов знакомятся с использованием компьютера на производстве (конструкторское бюро, конвейер, цеха металлообработки, сборки и другие) для разработки и изготовления чертежей и другой конструкторской документации, объемных (3D) моделей деталей и сборок промышленных изделий.
Итогом работы учащихся могут быть: реферат по теме занятия, подготовленный на ПК; разработанные объемные модели или чертежи деталей, полученных с производства или изучаемых на уроках технологии. Целесообразно проводить профориентационное тестирование учащихся на ПК для оценки качества полученных знаний об указанных выше профессиях по настоящей программе.
Анализ исследовательской работы








Форма входа

Календарь новостей
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Прогноз погоды

Время

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


                                                                                                                                                              Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети 
Средняя Общеобразовательная Школа №5 г. Южно-Сахалинска © 2018